воскресенье, января 25, 2009

"Мама, ну нет у меня этой сдачи, нету..."



Больная для многих родителей тема - как научить ребенка постоять за себя и при этом не перегнуть палку? Как помочь ему распознать - когда надо защищаться, а когда просто не обратить внимания на нечаянную обиду? Как научить его контролировать свои эмоции, да и физическую силу?
Моя дочь, конечно, еще мала для таких "взрослых" вопросов (год и 8 мес), но уже сейчас начинаются первые конфликты в песочнице и "дележ" игрушек. И тема защиты начинает подниматься в нашей семье с завидной частотой. Я - пока сторонница ухода от конфликта. Под уходом я подразумеваю:
1) во-первых "обмен". Предложи и отдай "свое", чтобы поиграть "чужим".
2) во-вторых "не провоцирование". Для нашего возраста - это безоговорочное возвращение чужой игрушки по требованию хозяина. Правило хозяина: всегда имеешь право потребовать "свое" назад. Действует, кстати, в обе стороны. Если дочь хочет обратно свою игрушку, извиняемся и забираем. По поводу популярного "не жадничай" - можно написать отдельную статью о том, что его ВООБЩЕ говорить детям не стоит, если не хотите чтобы ваш ребенок вырос безотказным
3) в-третьих "игнорирование случайной обиды". Дети в ее возрасте чаще пробуют разыне модели поведения и проверяют реакцию родителей, чем пытаются кого-то нарочно обидеть. Поэтому я не реагирую и не привлекаю ее внимания на случайные толчки и пихания совками во время игры. Правда, если ребенок гораздо старше и явно осознает свои действия, я прошу дочь: "Леся, скажи мальчику "Меня толкать нельзя!" Дочка поднимает пальчик и смешно грозит "неееее". Пару раз действовало безотказно. Причем даже на родителей обидчиков :)

Этой модели поведения пока хватает для нашего возраста.
Но дальше начнется садик, потом школа.
И "игнорирования" будет недостаточно. Обидчики уже будут преследовать цель испытать нового члена общества на прочность. Хочется развить 3-е правило в правило защиты:
- обидели в первый раз - защитись словом "Меня нельзя обижать!"
- во второй - предупреди: "Дам сдачи!"
- в третий - будь последователен - дай сдачи!

И вот тут-то и начинаются те самые вопросы: а как собственно "сдавать"? Жду ваших вариантов!

P.S. Кто-то скажет - девочка, ну зачем ей учиться давать сдачи? Я не кровожадная, просто не хочу, чтоб с моей дочкой произошло то же, что и со мной в детском саду: меня со всей дури били лопаткой по голове, а я стояла, плакала и твердила "Меня бить нельзя, меня бить нельзя..." Причем сам этот случай я не помню (это потом воспитательница посоветовала моей маме научить меня защищаться), помню его продолжение. Видимо сдачу давать меня папа научил. И в следующий раз я толкнула обидчика так, что он упал и ударился головой об батарею, слава богу без последствий...А теперь ломаю свою голову, как дочери избежать крайностей?

P.P.S. Заголовок навеян реальной историей

15 комментариев:

Иджи комментирует...

Ой какой хороший пост! А главное - актуальный для меня :) но у нас-то мальчик ;) в общем мы не драчливые, и вроде пока попадается окружение тоже не слишком драчливое, но мы задиристые и импульсивные... в общем не знаю даже как себя вести... тем более, что у нас сейчас "переходный возраст" - кризис 7 лет... как-нибудь напишу пост про это... слава Богу, для девочки это не будет столь актуально :) в садике конечно еще происходят недоразумения, но в школе бить девочку... не думаю :)

Kate комментирует...

Как мне кажется самый лучший вариант для мальчика - спортивная секция (не обязательно борьбы кстати). Там и мускулатура нарастет, и реакция появится, и опыт общения. А еще, как ни странно, человек, выросший на спорте, всегда знает, что против силы всегда найдется другая сила, и будет стараться решить конфликт мирным путем. Черпая при этом уверенность в своем физическом развитии, что тоже очень важно.

Насчет "в школе бить девочку": я сейчас скажу как старушка, но в наше с тобой время, Иджи, в школах жестокости было меньше. А сейчас мне страшно новости смотреть, у девочек безжалостность вообще зашкаливает :(

миК комментирует...

Спорт - это самый хороший вариант. Сила воли, реакция, справедливость, выносливость, спокойствие - всё это дает спорт. Плюс общение и друзья. Но только если спорт не перерастает в образ жизни, вид жизни. Там уже другие правила. Это всё до 8-го класса. Дальше прививать ребёнку правило: "Выиграный бой - не начатый бой!" ;)

Kate комментирует...

миК, а ты учил давать сдачи, если да, то как?

ksenija комментирует...

миК прав. Спорт это сила. А еще, собственный пример. Дети - они как ксерокс - копируют ваше поведение, отношение к жизни, ваши манеры разговаривать. Поведение детей - это зеркало вашего поведения с окружающим миром. Частые разговоры, примеры из жизни, воспитание основных качеств - милосердия, справедливости, сострадания к чужой боли. На этом должно быть построено воспитание. У меня 3-е детей и я знаю, что говорю. Спасибо. что затронули эту тему.

Kate комментирует...

ksenija, 3-е детей - это огромный опыт и все, что вы написали вызывает у меня глубокое уважение к вам и вашей семье!
Но позвольте вернуться к изначальной теме поста - "самозащита ребенка". Как в вашей семье обстоит с этим?

ksenija комментирует...

Как и во всякой семье, у нас возникают подобные ситуации. Дети всегда делятся со мной своими неудачами и успехами. Мы разбираем, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Например, когда дочку обижали в детском саду, я старалась разъяснить, почему этот мальчик или девочка так себя повели. Конечно, если тебя бьют, не стоит стоять и терпеть побои. Я советую детям не затевать ссору и не отвечать злом на зло. Просто отойди в сторону и скажи тому, кто тебя обижает, что ты сильней его и умней, поэтому не станешь с ним связываться. Оградить от внешнего мира со всем его злом и жестокостью, мы к сожалению не можем. Мы можем научить детей реагировать на то или иное событие в их жизни.
Если воспитать в ребенке злость и чувство мести за причиненные обиды, такая личность в будущем вырастет озлобленным и жестоким человеком, кроме того, к нему будут притягиваться подобные.
Если ребенок справедливо и мудро оценивает ту или иную ситуацию, он и в будущем будет окружен позитивными, добрыми людьми.
А значит мы выполнили основную задачу - оградили его сознание от негатива:)

Kate комментирует...

ksenija, спасибо за такой подробный и мудрый ответ! Я принимаю вашу точку зрения - научить ребенка ПОНИМАТЬ, правильно оценивать ситуацию - вот залог положительного исхода конфликта. Буду стараться научить свою дочь этому.

миК комментирует...

Kate, я сына учил драться. Уличной драке, фихтованию, самбо, борьбе "Борицио". Что сам умею. Занимались боевому самбо, пока преподаватель не ушёл на Вышеоплачиваемую работу. Сейчас учу "воевать" словами. ;)

Kate комментирует...

миК, приходилось сыну применять эти навыки в реальных ситуациях? Как он оценивал когда и в какой мере применять силу?
А "воевать словами" ему больше нравится? ;)

миК комментирует...

Один раз поколотил одного паренька из паралельного, заступился за своего одноклассника. За что папу вызвали в школу.:( А словами ... не получается - эмоции захлёстывают. Но "воевать" - я не имел ввиду, что молоть языком ... нет. Вовремя поставить неприятеля в тупик своим добрым словом. ;) Задел логтем ... тот повернулся с желанием ударить, а ты ему ... руку его взял ... пожал и сказал ... прости брат. ;)) В аут посылает моментом. А в "морду" всегда можно дать. Ума на это не надо. ;)

Kate комментирует...

миК, "руку его взял ... пожал и сказал ... прости брат" - замечательный способ! :) Вы молодец, что учите сына так поступать :)

Иджи комментирует...

миК, "Уличной драке, фихтованию, самбо, борьбе "Борицио"." список впечатляет ;)

Kate я тоже стараюсь учить его объясняться словами... в борьбу мы ходили, но имели печальный опыт с преподавателем...

ходим на бальные танцы, он у нас очень пластичный, все время пританцовывает :)

миК комментирует...

Иджи, список точно впечатляет. ;))
Но я учу, что сам знаю. Что-то из самбо, что-то из фихтования. Уличная драка - это кулачный бой. А борьба Борицио (борьба пальцами) - вообще моя самая любимая. ;) В детстве "дрались".

Анонимный комментирует...

Интересно написано....но многое остается непонятнымb