пятница, декабря 26, 2008

Перечитав Евгения Онегина

...законспектирую свои сумбурные мысли. Чтоб перечитать еще лет через 10 и сравнить :)

Да, в школе его проходить бесполезно и даже вредно (как минимум для авторитета А.С. среди школьников). Нудный разбор по абзацам и паталагоанатомическое "вскрытие" образов героев отбивает охоту его перечитывать напрочь, у меня аж до 30 лет.
А зря, читать его нужно, лет в 16-18 уже в принципе можно начинать. И тогда многое начинает ложиться на твой собственный опыт: "Душа ждала... кого-нибудь.
И дождалась. Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Все полно им" - тут просто без комментариев; кто помнит свою молодость и первую любовь, поймут.
В школе это нельзя читать и тем более обсуждать в классе - кроме хихиканья и спрятанных глаз даже в гуманитарном лицее ничего будет. А подросток, если ему/ей уже выпало это счастье - только еще более замкнется и будет чувствовать себя изгоем. Ну это я так, к слову о нашем школьном литературном образовании. Не повезло мне с ним, считаю. Надеюсь, у вас было по-другому.

Вернусь к Онегину. Я для себя выделила 2 человеческих трагедии, над которыми признаюсь всплакнула (все-таки Пушкин тот еще сын и не зря 8 лет "вынашивал" этот роман)

Первая трагедия.
Татьяне выпало полюбить человека-пустышку, безцельного, призрака ее надежд.
"...Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?"

И тут я ее понимаю. Был и такой опыт, когда вчерашний идеал разрушался на глазах... врагу не пожелаешь.
Ее - беда ли, счастье ли - в том, что она так и не смогла его разлюбить, и в последнюю встречу с Онегиным ее сердце думаю должно было рваться на куски (признаюсь, рыдала и я :))


Вторая трагедия. Онегин прошел мимо своего счастья. Он конечно эгоист, "пародия" своего века и лично для меня смысл его жизни нашелся в этой главе:
"Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его."

Но и ему бог дал шанс стать счастливым...Вот только он не осилил понять, прошел мимо. Еще и нотацию девочке прочел и горд остался своим благородством.
Понял он, что потерял, только когда вновь встретил ее уже в высшем свете и замужней дамой. Вот только Татьяна уже не поверила ему:
"А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?"

И уходя от него навсегда, она озвучивает его беду: "А счастье было так возможно,
Так близко!..Но судьба моя
Уж решена "

Ну много можно и хотела написать еще, но уже какое-то школьное сочинение получается смотрю...

Комментариев нет: